Образование как социокультурный и педагогический процесс

Факторы развития личности

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.
Наследственность.Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. В понимании этого вопроса психологи и педагоги опираются на данные хромосомной теории наследственности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов – генов. Материальной субстанцией генотипа служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.
Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека – его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.
Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.
Среда.В сказке Р. Киплинга «Маугли» главным героем является мальчик, выросший среди зверей. Несмотря на то что Маугли был совершенно лишен человеческого воспитания, он все-таки стал человеком и совершил ряд подвигов.
Научные наблюдения свидетельствуют о другом. Дети, которых после длительного пребывания среди зверей удавалось возвратить к людям и поместить в специально созданные условия (медицинские и педагогические), резко отличались от сверстников. Они с трудом овладевали вертикальной походкой, их мышление, речь, эмоционально-волевые проявления, несмотря на длительное целенаправленное обучение и воспитание, были примитивными и оставались на уровне детского возраста.
Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.
Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.
Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.
Воспитание.Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.
Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.
Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.



Образование как социокультурный и педагогический процесс

Основная «миссия» образования состоит в обеспечении культурной преемственности поколений. "Мир образования предназначен для образования человека" (В.П. Зинченко). Само слово "образование" может являться одним из наиболее многозначных в русском языке. Оно означает, с одной стороны, "образ" как отображение, воспроизведение, копирование. С другой стороны, "образование" - это "знак", в смысле сущность предмета. Смысл понятия "образование" также прочитывается как творение, создание, изготовление.
С середины XVIII века основное значение понятия "образование" начало обозначать не внешний образ, а внутреннее духовное содержание человека, начало связываться с понятием "самообразование". Трактование понятия "образование" начало связываться с процессами воспитания, при помощи которых образовывается сущность человеческой души. В дальнейшем с развитием педагогической науки образование начало определяться как учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в различных общественных институтах с помощью специальных программ, методов на основе определённого содержания образования.
С современной культурно-антропологической точки зрения понятие "образование", с одной стороны, трактуется как часть культуры, обеспечивающая ее выживание и развитие, с другой - как часть культуры, в рамках которой человек получает знания и воспитание. В процессе образования у человека формируется социально обусловленная и социально поддерживаемая система нравственных, моральных, культурных норм и ценностей. В процессе образования человек социализируется, формируется как личность. Именно в этом заключается общечеловеческая ценность образования. Ввиду этого образование является предметом не только личного интереса человека, но также интересов общества и государства. Государство и общество активно влияют и формируют нормы, правила образовательного процесса, поддерживают различные образовательные институты и учебно-воспитательные модели.
Особенностью образования как социокультурного феномена является то, что социально важные качества личности не развиваются стихийно, сами по себе, как это происходит, например, при формировании органов человеческого тела. Эти качества должны целенаправленно воспитываться и развиваться в ходе образовательного процесса. Сложность процесса образования определяется его многообразием, которое в свою очередь связано с многообразием направлений человеческой деятельности и с огромными объёмами постоянно растущих знаний в каждом из этих направлений.
Другая важная особенность образования заключается в том, что оно объединяет в единое целое элементы культуры и собственно бытия человека. Образованный, то есть воспитанный и приобрётший знания, человек в принципе не мыслит себя вне культурных традиций общества. В результате образования человек приобретает мотивации нравственного, социально одобряемого поведения, усваивает научные понятия, навыки, знания и опыт в различных сферах деятельности.
Сточки зрения социокультурных оснований образовательного процесса системообразующими являются принципы образования. К принципам государственной политики в области образования в первую очередь относится гуманистический характер образовательного процесса, его ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Важное значение имеет светский характер образования в государственных учебных заведениях всех уровней и видов. Принципиальное значение имеет общедоступность и в большинстве стран обязательность массового школьного среднего образования. С точки зрения дидактики к числу классических принципов следует отнести целый ряд устоявшихся в сознании как учащихся, так и педагогов положений. Трудность в данной ситуации заключается не в самом формулировании этих принципов, а в формулировании способов их практической реализации в конкретных педагогических технологиях и методах.




7388825237630595.html
7388902198537850.html
    PR.RU™