Место судебной власти в государстве. Ее взаимоотношения с законодательной и исполнительной властями

Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей. Это означает, что государственная власть состоит из трех ветвей (законодательной, исполнительной и судебной), каждая из которых принадлежит к самостоятельной системе органов государства и функционирует независимо в рамках своей компетенции. Вмешательство одной ветви власти в деятельность другой не допускается.

Вместе с тем, разделение власти на три ветви не означает полной их оторванности друг от друга. Все они вместе составляют единую государственную власть, а следовательно, между ними происходит взаимодействие.

Рассмотрим, как взаимодействуют между собой ветви государственной власти.

Законодательная властьпринадлежит Парламенту (Национальному собранию Республики Беларусь). Его основная задача – принятие законов. Тем самым, Парламент воздействует на все органы государственной власти, в том числе и судебные (он определяет организацию, полномочия и порядок функционирования судов и иных правоохранительных органов государства). В этом проявляется воздействие законодательной власти на судебную. Существует и обратное взаимодействие: судебная власть также оказывает воздействие на законодательную. Прежде всего, это проявляется в том, что ее представители (судьи, работники других правоохранительных органов) могут участвовать в обсуждении, подготовке законопроектов. Значительное влияние на законотворческую деятельность оказывает судебная практика.

Исполнительная властьявляется по характеру подзаконной, основная задача – реализация правовых норм, принятых законодательной властью. Судебная власть осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти (цель – охрана прав субъектов при ее осуществлении). Это и есть основная форма воздействия судебной власти на исполнительную. Контроль со стороны судебной власти – исключительно юридический (то есть в саму деятельность исполнительной власти суды вмешиваться не имеют права). Меры воздействия могут применяться, только если при ее осуществлении допущены нарушения, ущемлены права субъектов. Исполнительная власть также воздействует на судебную власть (не вмешиваясь в деятельность по осуществлению правосудия) через назначение судей. Судьи высшего звена судебной системы назначаются Президентом с согласия Совета Республика, остальные – Президентом единолично. Президент также назначает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Помимо этого, представители исполнительной власти могут участвовать в разработке законопроектов, регулирующих отношения в сфере деятельности правоохранительных органов, а также использовать право законодательной инициативы.



8. Правосудие – понятие и черты. Формы судопроизводства и их характеристика. Судебная власть и правосудие: соотношение понятий

Правосудие– самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом [8, с. 43].

Признаки правосудия:

1. Осуществляется только судом;

2. Наличие особого процессуального порядка производства

по делам;

3. Судебные решения, вынесенные в ходе осуществления правосудия, являются обязательными для всех государственных органов иобщественных организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан, и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь;

4. Осуществляется путем судопроизводства и только в установленных кодексом формах судопроизводства.

При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, т.к. они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание.

9. Конституционные основы (принципы) судебной власти – понятие, значение и система

Конституционные принципы судебной власти (закреплены в конституции РБ) – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:
1) принадлежность судебной власти только судам 2) независимость судей и подчинение их только закону 3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах 4) гласность рассмотрения дел в судах 5) Состязательность и равенство сторон в процессе 6) право граждан на судебную защиту 7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь 8) презумпция невиновности 9) выборность и назначаемость судей



Значение конституционных принципов судебной власти состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. Во-вторых они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международных сообщений в области судоустройства. В-третьих – конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти. 2.Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов на территории РБ в ст.5 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения: 1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов 2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.

Ст.25 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" устанавливает систему гарантий этого принципа.
Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установлением законодательными актами, порядком их назначения, приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебного постановления и запрещения требования ее разглашения, ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться выполнения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрекать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народных заседателей. Одной из гарантий является предписание ст.111 конституции о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности, выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства.

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.

Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:
1) назначение судей населением и государственными органами власти

2) назначение высшими должностными лицами государства

3) смешанный

РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда.

10. Судебная система – понятие, задачи и черты. Принципы построения судебной системы

Судебная системалюбого государства – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и

полномочиями.

Цели создания судебной системы:

1. Обеспечение доступности суда для граждан – система органов правосудия организована в соответствии с административнотерриториальным делением государства. Таким образом, в каждом регионе страны имеется свой суд, рассматривающий дела физических и юридических лиц, находящихся в данной местности. При этом деятельность всех судов основана на единых законах, с использованием одинаковой процедуры рассмотрения дел. 2. Система судов обеспечивает распределение дел между судами в зависимости от их характера, сложности и субъектов. Каждый из судов, входящих в судебную систему, полномочен рассматривать определенный круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Для определения, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность (совокупность признаков дела позволяющих определить какой суд вправе рассмотреть и разрешить дело). 3. Наличие системы судов обеспечивает проверку законности и обоснованности судебных актов (обжалование и опротестование судебных постановлений в вышестоящих инстанциях).

Принципы организации судебной системы(ст. 109 Конституции Республики Беларусь):

1) территориальности – звенья судебной системы организуются и функционируют в соответствии с административно-территориальным делением Республики Беларусь. Каждая административнотерриториальная единица (город, район, область) имеет свой суд; 2) специализации – принцип, в соответствии с которым элементы судебной системы выделяются в зависимости от характера рассматриваемых дел, их субъективного состава или сферы общественных отношений, с которой связано данное дело. Так, например, хозяйственные суды рассматривают дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и хозяйственными (экономическими) отношениями. Субъектами здесь являются физические (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица (организации, предприятия), осуществляющие хозяйственную деятельность.

11. Элементы судебной системы – звенья и ветви. Судебные инстанции – понятие и виды

Судебная система Республики Беларусь определена ст. 5 и разд. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, который так и озаглавлен.

Звено судебной системы– совокупность однотипных судов, имеющих сходную структуру и полномочия. В соответствии со ст. 28 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей к общим судам относятся:Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской суды, районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд, а также могут создаваться специализированные суды. Нижним (основным) звеномявляются районные (городские) суды, а также межгарнизонные военные суды. Среднее звено – областные, Минский городской суды и Белорусский военный суд. Верхнее звено – Верховный Суд Республики Беларусь (и Военная коллегия в его составе – для системы военных судов). Хозяйственные судыв Республике Беларусь образуют двухзвенную систему: нижнее звено– хозяйственные суды областей и г. Минска; верхнее звено – Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Также в системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные суды для рассмотрения отдельных категорий споров. Конституционный Судобладает юрисдикцией на всей территории Республики Беларусь, иных звеньев конституционной юстиции на территории страны нет.

В Республике Беларусь действуют Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие споры, отнесенные к их компетенции. В судебной системе принято называть различные суды (звенья) по отношению друг к другу «нижестоящими» и «вышестоящими». Это указывает на различия в объеме и характере их полномочий. Однако следует помнить, что судебная система отличается от систем других органов государства тем, что ее звенья не находятся в административной подчиненности. Вышестоящий суд не вправе вмешиваться в деятельность нижестоящего суда по рассмотрению подсудных ему дел. В пределах своей компетенции все звенья судебной системы действуют самостоятельно и независимо. Взаимодействие между ними происходит только в процессуальной форме (например, кассационный пересмотр дела).

Судебная инстанция– такой суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной форме по конкретному делу. Судебные инстанции занимаются определенным видом судебной деятельности, выполняют соответствующую судебную функцию. Словом, если звено судебной системы указывает на уровень, положение суда в судебных учреждениях, его место в системе органов судебной власти, то судебная инстанция – на взаимоотношение звеньев судебной системы в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.__ Следует выделить судебные инстанции в системе общих и хозяйственных судов, так как на данный момент имеются различия в инстанциях.

Таким образом, в системе общих судов выделяют следующие инстанции:

Судами первой инстанцииявляются такие суды (или их структурные подразделения), которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к их ведению (подсудности) дела, исследуя доказательства и вынося решения, приговоры, разрешая дело по существу.

Судами второй (кассационной) инстанциипризнаются вышестоящие суды, проверяющие законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных актов (постановлений) по кассационным жалобам заинтересованных участников процесса (обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей) и кассационным протестам прокурора. Кассационные жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Надзорные инстанции– это суды или их структурные подразделения, которые проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений по протестам уполномоченных законом председателей судов и прокуроров, а также их

заместителей.


7389240876238710.html
7389344165097424.html
    PR.RU™