Типология ассоциатов по содержанию связи. Реакции как семантические множители: забота 21, родители, отец 10, сын 8, доброта 7, мать 6, чувство

Реакции как семантические множители: забота 21, родители, отец 10, сын 8, доброта 7, мать 6, чувство, привязанность, ласка, нежность 2.

Реакции с эмоционально-оценочной коннотацией: уважение 38, поддержка 32, взаимопонимание 10, доверие, благодарная 8, подражание 7, внимание, защита 3, опора, безалаберность 2, лень, мяч, почет, потакание, велосипед, рогатка, бояться 1.

Реакции, отражающие сферу функционирования: послушание 6, семья 4, друг, верность родителям, гордость, охрана 2, почет, брат 1.

Ассоциативно-вербальная сеть субконцепта «сыновняя любовь» включает следующие участки:

1. Базовый состав ассоциативного поля формируется следующими ассоциатами: уважение, поддержка, забота, родители (отец/мать), взаимопонимание.

2. Сыновняя любовь сопряжена с сыновними чувствами: доброта, ласка, нежность, привязанность.

3. В мужском языковом сознании отражается двуплановый характер субконцепта: с одной стороны, «сыновняя любовь» – это забота, понимание, поддержка (с родительской стороны), с другой стороны, «сыновняя любовь – это подражание, послушание, безалаберность, благодарный, бояться (со стороны сына).

4. Высокий ранг занимают этические категории: забота, взаимопонимание, уважение, доверие.

5. Ярко отражена связь с личной жизнью испытуемых: родители, отец, мама, семья, друг, брат. Ряд ассоциатов отправляет к бессознательному прошлому: мяч, велосипед, рогатка.

Таблица 10

Субконцепт «сыновняя любовь»

Ассоциат Мужчины Женщины
Число употреблений Ранг Число употреблений Ранг
уважение
забота
поддержка
защита
ласка
долг
взаимопонимание
доверие
родители
благодарность
доброта
нежность
сын
внимание
мама
подражание
послушание
семья

6. Испытуемыми отрицательно оценивается родительская власть над сыновьями: потакание, безалаберность, бояться, я сам все знаю!

7. В мужском языковом сознании «сыновняя любовь» ассоциируется с родителями, при этом частотность ассоциата отец 10, мать 6.

Анализ ассоциатов к субконцепту «сыновняя любовь» позволяет выявить ассоциативное значение стимула:

Сыновняя любовь –это глубокое положительное межличностное чувство, основанное на взаимопонимании, доверии, берущее свое начало в детстве, и реализуемое в виде уважения, поддержки, заботы о родителях.



Стереотипными ассоциатами для стимула «сыновняя любовь» являются: уважение 38, поддержка 33, забота 21, родители, отец 10, доверие, благодарный, сын 8, доброта 7, послушание, подражание, мать 6.

Количественный анализ ассоциативного материала показывает:

a) различие в общем числе реакций (213 у мужчин vs 240 у женщин);

б) большее число разных реакций в женской парадигме (38 vs 46);

в) увеличение числа отказов по сравнению с другими субконцептами (8 у мужчин и 5 у женщин);

г) в женской парадигме число единичных реакций в два раза больше (11 vs 22 соответственно).

Ассоциативное ядро субконцепта формируется ассоциатами, занимающими одинаковую или близкую позиции в обеих парадигмах. Так, 1-е место принадлежит «уважению», а ассоциаты «забота» и «поддержка» занимают 2-е и 3-е место в женской парадигме, а в мужской – 3-е и 2-е. Расхождения начинаются с 4-ой позиции: здесь в женской парадигме встречается ассоциат «защита» (vs 9-я позиция у мужчин), а у мужчин – «взаимопонимание» (vs 7-я позиция у женщин). Женщины выделяют ассоциат «ласка» (5-я позиция), который слабо представлен в мужской парадигме и ассоциат «долг» (6-я позиция), который полностью лакунарен.

В женской парадигме лакунарные ассоциаты отсутствуют. Здесь выше представленность атипичных ассоциаций «дурак», «дырявые носки», что мы склонны приписывать эмоциональному состоянию и индивидуальному опыту испытуемых.

В семантические множители субконцепта в обеих парадигмах включен ассоциат «мама» и «сын», что говорит о семантическом наложении ассоциативных полей субконцептов «материнская любовь» и «сыновняя любовь», а в мужской парадигме и субконцепта «отцовская любовь» (ассоциат «отец»).

Субконцепт «любовь к ближнему» (женская парадигма)

Общее число реакций – 193

Число разных реакций – 42

Число отказов – 3

Число единичных реакций – 18


7390436536537045.html
7390496609748194.html
    PR.RU™