Выразительные средства изобразительного искусства, используемые в работе над эскизом

Введение

В данной методической разработке даётся методика работы над эскизированием, которая разбита на этапы. Каждый этап работы над эскизом несёт свою функциональную нагрузку. Например, первый этап фиксирует идею решения задач определённой темы, второй этап – «фор-эскиз» формирует фундамент композиции, решая вопросы формата, отношения силуэта изображаемой формы и силуэта окружения, рассмотрение силуэта изображаемой формы относительно разной линии горизонта. Третий этап- «эскиз» рассматривает ритм форм, ритм текстур, светотень, цветовое решение, выбор выразительных средств. При этом второй и третий этап являются камертоном, при разработке деталей в четвёртом этапе - «картоне». У каждого этапа есть свой размер, что не позволяет уйти от поставленных задач и решения вопросов в данном этапе. Большая ошибка в том, что нужно делать много эскизов, так как, увлекаясь этим этапом работы мы «перегораем», «остываем». И уже в самой работе исчезают эмоции, она становится сухой, безразличной. Если проанализировать, все эти «маленькие произведения» - эскизы, то по большому счёту они ни чем не отличаются друг от друга, лишь на нюансе видны их отличия: чуть ниже – чуть выше, чуть больше – чуть меньше… «Гореть» нужно в самой работе, оставляя в ней частичку себя, своей любви, создавая художественный изобразительный образ за счёт художественных выразительных средств, внутреннего духовного напряжения и твёрдой, уверенной рукой ремесленника. Эскизная работа должна выполнять конкретные задачи. Ведь эскиз – это ещё не картина, не скульптура, не здание…, а только слагающая часть её, хотя и главная, так как в нём зарождается идея создания художественного изобразительного образа. Этот метод даёт студентам ответы на вопросы: «С чего начать?», «Как вести работу?», «Чем заканчивать?». Овладев этой методикой, через выполнения ряда упражнений под руководством педагога вначале, ученику в дальнейшем не нужен будет учитель в работе над проектом, в рисунке, живописи, скульптуре, в работе над портфолио, в создании самостоятельных творческих процессах. Предложенная методика – это анализ эскизированиея зодчих разных эпох, стран, мировоззрений. Она применима для всех изобразительных видов искусств. Сама методика может постоянно развиваться и изменяться. Данная методика не есть «панацея». Это не правило и не закон – это наработки зодчих и художников разных эпох и стран, жизнеспособность которых проверено временем – самым лучшим экспертом. А так как искусство строится не только на эмоциях и индивидуальности мастера, но и на ремесле: мы должны изучать и умело использовать этот «багаж» знаний в своей работе.

Раздел 1

Методика работы над эскизом

Работа над эскизом является одной из главных составляющих в работе зодчего над проектом: её можно сравнить с фундаментом здания, от которого зависит конечный результат. Методика работы над эскизом должна усваиваться студентами на начальных этапах обучения, так как эскизирование есть творческий поиск, в процессе которого архитектор постепенно уточняет, углубляет, дополняет художественный образ архитектурной формы. Эскизирование сложный процесс: начальные его стадии отличаются по своим задачам, формам исполнения, выбора арсенала выразительных средств от конечного результата, но при этом все этапы связаны между собой – последующий этап есть продолжение предыдущего.



Задачи и изобразительная форма эскиза не меняется. Он как бы находится в не времени, что подтверждают эскизы зодчих разных поколений, стран, школ. Это объясняется тем, что все они преследовали аналогичные цели: решить композицию идеи – связь формы и среды, а так же проработка характерных деталей формы с сохранением цельности.

В отличии от художника архитектор решает не абстрактные, а реальные задачи по определённой теме (заданию), поставленные перед ним заказчиком. Работа начинается с ознакомлением с этими задачами и рассмотрения аналогов решения их. Собрав ассоциативный и визуальный ряд по данной теме, проанализировав его, появляется идея «как я бы решил задачи этой темы» , так как порой авторы рассматриваемых работ (проектов) останавливаются на определённом периоде работы – так как они это представляют, мы можем развить их решение дальше в плане решения своих задач данной темы. При анализе собранного материала желательно записывать свои ассоциации, впечатления, рассуждения, так как из этих записей может родиться образ, идея.

Раздел 3

Фор-эскиз

Это фундамент, основа работы. На этом этапе работы решаются следующие задачи:

1. Найти силуэт изображаемой формы по отношению к силуэту окружения, при этом силуэт формы берём тёмным и однородным пятном, а силуэт окружения решаем линейно, используя всю палитру линий.

2. Посмотреть силуэт изображаемой формы относительно разной линии горизонта.

3. Выбрать формат композиции.

Если поисковая разработка идеи есть определение общих контуров образа, то цель фор-эскиза определение всех параметров объекта: высоты, ширины, длины, силуэта. На стадии фор – эскиза происходит качественное уточнение замысла, поиск вариантов, формируется окончательное решение художественного образа формы и её более полной информационной изобразительной конкретизации. Фор – эскиз выполняется в маленьком формате 35х20 (см); размер не больше спичечной коробки, для того чтобы видеть в целом отношение изображаемой формы, а она может быть простой, например одно здание, а может быть сложной – комплекс зданий, и окружения. Изображаемую форму мы берём тёмным пятном - силуэтом, т.к. с темным силуэтом проще работать при размышлении на листе карандашом – к нему проще прибавлять, подрисовывать и убирать лишнее резинкой. Контурное решение (линейное фиксирование границ силуэта пятна) при разработке деталей внутри данной изображаемой формы (в силуэте) меняет свои визуальные пропорции. Это не говорит о том, что окружение в работе (в конечном результате) должно быть светлым, а изображаемая форма тёмным пятном, нет. Выбор тона силуэтов изобразительной формы (объекта, объектов0 и окружения (ландшафта, пространства интерьера, экстерьера) зависит от идеи и задач автора. Рассматривая изображаемую форму в разных форматах, мы тем самым используем метод сравнения, отбора, где камертоном является гармония между изображаемой формой, окружением и нашими чувствами – то, что отвечает нашему замыслу. Рассмотрение изображаемой формы относительно разной линии горизонта (нормальной, низкой, высокой) даёт нам возможность увидеть форму по новому, даёт в найденном решении задачи ещё варианты. Порой, привычная нам форма при простом её рассмотрении – с нормальной линии горизонта, становится на много выразительней, если на неё посмотреть сверху, снизу. Есть еще приём работы над фор – эскизом – это формат, подгоняется под изображаемую форму. Формат при этом раздвигаем вправо, влево, вверх, вниз, так как нам хочется развить композицию6 добавить изображаемую форму или окружение. При этом мы получаем один вариант композиции, при этом метод сравнения и отбора исключаются. Данный метод хорошо использовать на пленэрной практике.

Раздел 4

Эскиз

Если продолжать сравнивать этапы работы со зданием, то это будет «каркас» работы. Задачи этого этапа следующие:

1.Найти ритм форм.

2. Светотень (собственная и падающая тень).

3. Найти ритм фактур.

4. Найти ритм линий и пятен.

5. Цветовое решение (колорит, теплохолодность).

6. Решить какова будет степень стилизации формы.

7. Найти решение силуэта окружения.

8. Наметить характерные детали формы.

Эскиз выполняется в небольшом формате, размер не больше спичечного коробка. Увеличиваем выбранный нами фор-эскиз в размер формата эскиза лёгким тоном и затем выполняем задачи третьего этапа: в начале мы рассмотрим изображаемую форму: она может быть простой, состоять из одного изображаемого объекта, а может из нескольких имеющих свою характерную форму. Объёмно пространственную форму на плоскости листа бумаги можно выявить за счёт света и теней (собственных и падающих от изображаемых форм). Если работа будет выполнена в цвете: тогда мы делаем эскиз в цвете на локальных цветах (локальный цвет – цвет изображаемого объекта без нюансов). Если это объект объёмно пространственный (архитектурный, скульптурный) делаем эскиз в пластилине, пластичной массе, в бумаге …. и решаем в макете среду, где будет находиться объект.

При работе над эскизом нужно обратить внимание на следующие вопросы:

· выбирать ракурс изображаемой формы тот, который как можно больше даёт информации о ней,

· подчинение составных элементов композиции главному – доминанте,

· формы, перекрывая друг друга, должны оставлять три опорных точки, относительно которых мы умозрительно можем считать перекрытую форму,

· «обрезая» форму краем формата листа стараться избегать «разрезать» её по палам, если это нужно по замыслу, то применяем тогда такое выразительное средство как нюанс (чуть больше, чуть меньше),

· давать текстурным пятнам поддержку цельными пятнами, если же дробная изображаемая форма находится на дробном фоне, тогда одна из текстур формы или фона должна стремиться к восприятию её как пятна, то есть, элементы – модули, составляющие её, должны очень мелкими и расстояние между ними должно быть минимальным,

· художественный образ создаётся за счёт одного или нескольких художественных выразительных средств, при этом, если выразительных средств, хотя бы два и больше, одно из них должно подчиняться главному, которое мы определили изначально на этапе «идея»,

· если изображаемая форма касается краёв формата изобразительной плоскости, она воспринимается как часть окружения - антуражем, а то, что внутри её - «главным героем»,

· работая над эскизом в цвете, лучше писать от куска, при этом не будет погрешностей в колорите, ошибки могут быть в тоне, но это поправимо за счёт лессировок,

· если нам нужно «посадить» задник – фон, увести с первого плана формы – лессируем их кобальтом синем, если нужно «вытащить» на передний план формы – лессируем их охрой светлой.

Первые два этапа являются не только «фундаментом» и «каркасом» композиции, но и в последующей работе, в картоне и работе в материале будут служить «камертоном» при разработке деталей. Если отставить работу и отойти на расстояние, с которого она будет восприниматься как эскиз: то можно продолжать разработку деталей, а если изображение будет «дробиться», «сыпаться»: значит, нужно будет обобщить форму – отказаться от не характерных для неё деталей.

Эскизная работа ведётся простыми карандашами и правится клячкой и стёркой. Цветной эскиз выполняется темперными красками плоскими и круглыми кистями.

Раздел 5

Макет – эскиз

Объёмно-пространственный эскиз дополняет весь комплекс эскизной работы: он даёт возможность реально увидеть форму и её пластические качества. Макет – эскиз может выполняться из бумаги и картона, из само - засыхающих масс, пластилина, оформительского пластика, глины: всё зависит от задач, изображаемых форм и проработки деталей. Самым распространённым и универсальным материалом служит плотная акварельная бумага и картоны. Из них можно делать разной сложности формы с мелкими ажурными деталями. Их можно гнуть, теснить, скручивать, подрезая линии, делать интересные рельефы, делать раскройки, клеить на плоскость и на ребро. Склеивать лучше клеем ПВА, так как он прозрачный и при высыхании не видно места склейки. Перед работой клей нужно хорошо промешать и дать ему постоять не закрытым, чтобы испарилась лишняя вода. Клей наносим иголкой, закреплённой на черенке кисти или карандаше скотчем или изолентой.

Раздел 8

Межпредметная связь

Данная дисциплина даёт студентам навыки ведения работы над проектом, рисунком, живописи, скульптуре самостоятельно, овладев методикой, они будут знать с чего начать работу, как её вести и как закончить.

Раздел 9

Введение

В данной методической разработке даётся методика работы над эскизированием, которая разбита на этапы. Каждый этап работы над эскизом несёт свою функциональную нагрузку. Например, первый этап фиксирует идею решения задач определённой темы, второй этап – «фор-эскиз» формирует фундамент композиции, решая вопросы формата, отношения силуэта изображаемой формы и силуэта окружения, рассмотрение силуэта изображаемой формы относительно разной линии горизонта. Третий этап- «эскиз» рассматривает ритм форм, ритм текстур, светотень, цветовое решение, выбор выразительных средств. При этом второй и третий этап являются камертоном, при разработке деталей в четвёртом этапе - «картоне». У каждого этапа есть свой размер, что не позволяет уйти от поставленных задач и решения вопросов в данном этапе. Большая ошибка в том, что нужно делать много эскизов, так как, увлекаясь этим этапом работы мы «перегораем», «остываем». И уже в самой работе исчезают эмоции, она становится сухой, безразличной. Если проанализировать, все эти «маленькие произведения» - эскизы, то по большому счёту они ни чем не отличаются друг от друга, лишь на нюансе видны их отличия: чуть ниже – чуть выше, чуть больше – чуть меньше… «Гореть» нужно в самой работе, оставляя в ней частичку себя, своей любви, создавая художественный изобразительный образ за счёт художественных выразительных средств, внутреннего духовного напряжения и твёрдой, уверенной рукой ремесленника. Эскизная работа должна выполнять конкретные задачи. Ведь эскиз – это ещё не картина, не скульптура, не здание…, а только слагающая часть её, хотя и главная, так как в нём зарождается идея создания художественного изобразительного образа. Этот метод даёт студентам ответы на вопросы: «С чего начать?», «Как вести работу?», «Чем заканчивать?». Овладев этой методикой, через выполнения ряда упражнений под руководством педагога вначале, ученику в дальнейшем не нужен будет учитель в работе над проектом, в рисунке, живописи, скульптуре, в работе над портфолио, в создании самостоятельных творческих процессах. Предложенная методика – это анализ эскизированиея зодчих разных эпох, стран, мировоззрений. Она применима для всех изобразительных видов искусств. Сама методика может постоянно развиваться и изменяться. Данная методика не есть «панацея». Это не правило и не закон – это наработки зодчих и художников разных эпох и стран, жизнеспособность которых проверено временем – самым лучшим экспертом. А так как искусство строится не только на эмоциях и индивидуальности мастера, но и на ремесле: мы должны изучать и умело использовать этот «багаж» знаний в своей работе.

Раздел 1

Выразительные средства изобразительного искусства, используемые в работе над эскизом

В изобразительном искусстве есть один закон – закон красоты, гармонии, который достигается созданием образа через форму простую или сложную. И есть множество выразительных средств, которые составляют язык зодчего. Главным выразительным средством в искусстве является композиция. Она присуща всем видам искусств. В переводе с латинского языка (composition) обозначает сложение, соединение в единое целое в определённом порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые вместе взятые, составляют определённую форму. Композиция – это гармоничное расположение изображаемой формы в формате, в пространстве экстерьера и интерьера, на ландшафте, это важнейший организующий компонент художественной формы придающей ей единство и цельность, соподчиняющей его элементы друг другу и целому.

Формат – плоскость материала, используемая в эскизировании, в работе, имеющая форму и размер. Выбор формата зависит от изображаемой формы и от идеи. Правильно найденный формат может усилить замысел или наоборот случайно взятый формат может разрушить цельность композиции, ослабить динамику, помешать обострению художественного образа. Есть форматы статичные - это когда при изображении формы в центре формата расстояние от силуэта формы до краёв формата равны (квадрат, круг…) и есть динамичные – когда расстояния от изображаемой формы до краёв формата не равны (прямоугольник, овал, ромб...).

Контраст – резко выраженное различие форм, характеристик элементов друг от друга. Контраст усиливает и подчёркивает различие свойств форм, делает их единство более напряжённым, впечатляющим. Это контраст: форм, масс, размеров, цвета, фактур, направлений…

Нюанс – отношение форм незначительно различающихся сравнительными свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие. Нюанс используется в борьбе с монотонностью, жёсткостью ритма в построении композиции.

Статика – состояние покоя, равновесия, устойчивость. В формате она достигается вводом в композицию горизонтальных или вертикальных форм, или одновременно и тех и других, стороны которых параллельны сторонам формата. Статика может быть усиленна форматами: квадратом или кругом, расположением формы в центре.

Динамика - состояние движения. В формате она достигается расположением формы под углом к сторонам формата, усиливается вытянутыми формами и расположением формы дальше от центра.

Ритм – одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству – упорядочение их расположения. Закономерное чередование линий. Пятен, тона, цвета, масс, фактур, форм, направлений… в формате. Важнейшим признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соотношении с этим повторность может быть двух типов: статическая и динамическая.

Доминанта – главенствующая, вызывающая на себя внимание, подчиняющая себе. Доминанта может быть: доминанта цвета, формы, тона, массы, размера.

Модуль – элемент. В композиции изобразительных видов искусств модуль применяется для создания фактуры, разнообразия светлого и темного, получаемых за счет уплотнения и разрядки расстояний между модулями. Модуль может измениться не только по размеру, но и по тону, и по цвету и по фактуре.

Симметрия – одинаковое расположение элементов, относительно какой – либо точки, оси или плоскости, называемых центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигуры вокруг центра. Оси или плоскости симметрии, элементы полностью замещают друг друга. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции.

Асимметрия – сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции для достижения единства формы особенно важна зрительная уравновешенность всех её частей по массе, фактуре, цвету. В сложной композиции симметричные группы элементов могут сочетаться с асимметричными.

Масштабность – соразмерность форм и её элементов по отношению к человеку, к окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности – реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

Пропорции – размерное отношение двух элементов (частей) формы. Отношение большой формы к деталям и отношение деталей между собой к большой форме.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности.

Фактура (рисунок материала) – свойства, характеризующие общее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая…). Фактура материала зависит от плотности и величины микро искажений поверхности. Один из пределов – гладкие поверхности, у которых элементы фактуры так малы, что они зрительно не различаются. Другой предел – когда элементы фактуры по всей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. Фактура создаёт зрительный образ формы и выступает одним из источников осязательной информации. Восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одной форме, часто приводит к дробности к дисгармонии. Текстура (ощутимость фактуры) – наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материла, из которого сделана форма.

Стилизация – преобладание в изображении условных, декоративных форм над реалистической передачей действительности, упрощение формы до степени её узнаваемости, считываемости; отказ от второстепенных деталей, оставляя лишь характерные детали формы, обостряя её.

Линия и пятно – являются основными выразительными средствами, которые несут на себе не только функцию языка данного изобразительного вида искусства, но также задают настой в формате листа: подъём (вертикаль и диагональ вверх), падение (вертикаль и диагональ вниз), беспокойство (пунктир), покой (горизонтальная прямая), неуверенность (линия из точек), нервозность, жёсткость, гротесковость (ломанная, угловая линия), приближение (толстая линия)… Пятно чаще работает на силуэт, поддерживает линию в листе, организует плоскость листа, работает в контраст белому.

Светотень – свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности, материалом и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объёма и рельефа, способна обобщить или расчленить объём или поверхность предмета. Тени собственные и отбрасываемые предметами организуют изобразительную плоскость. Собственная тень на самом объекте создаёт иллюзию реальности (трёх мерности). Тень, отбрасываемая объектом на другую поверхность, позволяет установить соотношения между предметом и окружающей средой. Свет подчёркивает объём непрозрачных тел, освещая их поверхность, определяет их положение в пространстве. Когда свет падает на форму спереди, то форма как бы утрачивает свою объёмность. Если источник света находится сзади – против света, то в этом случае не свет, а тень скрадывает наличие объёма, форма воспринимается как силуэт. Когда источник света расположен сбоку от объекта, то скользящее освещение придаёт предмету большую объёмность и подчёркивает края и выступы. Форма падающей тени определяется в основном конфигурацией объекта. Объекты строго геометрического очертания образуют жёсткую геометрическую тень, которая подчиняется линейной перспективы. Тела неопределённой формы отбрасывают расплывчатую тень. Порою тени по форме интересней и забавней самих предметов, которые их отбрасывают. Это зависит от угла падения лучей источника света, и расстояния между источником светом и формой (при искусственном освещении).

Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражённого или излучаемого ими света. Цвет – активное композиционное средство. Основные характеристики цвета: цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности), ахроматические цвета (белый, серый, чёрный), хроматические цвета (цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), тёплая гамма (жёлтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния), холодная гамма (зелёный, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния).

Выразительные средства могут организовывать плоскость, при этом не разрушая её, но также могут в этой изобразительной плоскости организовывать пространство, точнее говоря иллюзию глубины интерьера, экстерьера при определённых решениях выразительных средств:

Линия – организация плоскости за счёт характера линий (тонкая, толстая, плавная, нервная, жёсткая, лёгкая, тяжёлая, равномерная, прерывистая, пунктирная); организация пространства за счёт изменения толщины линий, контрастности их начертания.

Силуэт – организация плоскости за счёт однородности по тону пятна силуэта форм, составляющих силуэт изображаемой формы; организация пространства за счёт разного тона силуэтов, составляющих силуэт изображаемой формы.

Светотень – организация плоскости при низкой линии горизонта, когда собственные и падающие тени находятся на предмете и заднике; организация пространства при нормальной и высокой линии горизонта, когда раскрывается предметная плоскость, на которую падает падающая тень от изображающих форм.

Текстура – организация плоскости за счёт чередования дробных пятен, состоящих из модулей одного размера и цельных пятен; организация пространства за счёт направления модулей, увеличения и уменьшения их размера.

Цвет – организация плоскости при ритме локальных цветов, организация пространства при тональных отношения цвета.

Тон организует пространство, если мы рассматриваем его при изменении насыщенности от светлого к тёмному или от тёмного к светлому, при равномерной насыщенности он организует плоскость.

Симметрия организует плоскость, но не решает пространство, ассиметрия, напротив, разрушает плоскость и организует пространство.

Нюанс организует плоскость, а контраст – пространство.

Раздел 2

Методика работы над эскизом

Работа над эскизом является одной из главных составляющих в работе зодчего над проектом: её можно сравнить с фундаментом здания, от которого зависит конечный результат. Методика работы над эскизом должна усваиваться студентами на начальных этапах обучения, так как эскизирование есть творческий поиск, в процессе которого архитектор постепенно уточняет, углубляет, дополняет художественный образ архитектурной формы. Эскизирование сложный процесс: начальные его стадии отличаются по своим задачам, формам исполнения, выбора арсенала выразительных средств от конечного результата, но при этом все этапы связаны между собой – последующий этап есть продолжение предыдущего.

Задачи и изобразительная форма эскиза не меняется. Он как бы находится в не времени, что подтверждают эскизы зодчих разных поколений, стран, школ. Это объясняется тем, что все они преследовали аналогичные цели: решить композицию идеи – связь формы и среды, а так же проработка характерных деталей формы с сохранением цельности.

В отличии от художника архитектор решает не абстрактные, а реальные задачи по определённой теме (заданию), поставленные перед ним заказчиком. Работа начинается с ознакомлением с этими задачами и рассмотрения аналогов решения их. Собрав ассоциативный и визуальный ряд по данной теме, проанализировав его, появляется идея «как я бы решил задачи этой темы» , так как порой авторы рассматриваемых работ (проектов) останавливаются на определённом периоде работы – так как они это представляют, мы можем развить их решение дальше в плане решения своих задач данной темы. При анализе собранного материала желательно записывать свои ассоциации, впечатления, рассуждения, так как из этих записей может родиться образ, идея.

Раздел 3

Фор-эскиз

Это фундамент, основа работы. На этом этапе работы решаются следующие задачи:

1. Найти силуэт изображаемой формы по отношению к силуэту окружения, при этом силуэт формы берём тёмным и однородным пятном, а силуэт окружения решаем линейно, используя всю палитру линий.

2. Посмотреть силуэт изображаемой формы относительно разной линии горизонта.

3. Выбрать формат композиции.

Если поисковая разработка идеи есть определение общих контуров образа, то цель фор-эскиза определение всех параметров объекта: высоты, ширины, длины, силуэта. На стадии фор – эскиза происходит качественное уточнение замысла, поиск вариантов, формируется окончательное решение художественного образа формы и её более полной информационной изобразительной конкретизации. Фор – эскиз выполняется в маленьком формате 35х20 (см); размер не больше спичечной коробки, для того чтобы видеть в целом отношение изображаемой формы, а она может быть простой, например одно здание, а может быть сложной – комплекс зданий, и окружения. Изображаемую форму мы берём тёмным пятном - силуэтом, т.к. с темным силуэтом проще работать при размышлении на листе карандашом – к нему проще прибавлять, подрисовывать и убирать лишнее резинкой. Контурное решение (линейное фиксирование границ силуэта пятна) при разработке деталей внутри данной изображаемой формы (в силуэте) меняет свои визуальные пропорции. Это не говорит о том, что окружение в работе (в конечном результате) должно быть светлым, а изображаемая форма тёмным пятном, нет. Выбор тона силуэтов изобразительной формы (объекта, объектов0 и окружения (ландшафта, пространства интерьера, экстерьера) зависит от идеи и задач автора. Рассматривая изображаемую форму в разных форматах, мы тем самым используем метод сравнения, отбора, где камертоном является гармония между изображаемой формой, окружением и нашими чувствами – то, что отвечает нашему замыслу. Рассмотрение изображаемой формы относительно разной линии горизонта (нормальной, низкой, высокой) даёт нам возможность увидеть форму по новому, даёт в найденном решении задачи ещё варианты. Порой, привычная нам форма при простом её рассмотрении – с нормальной линии горизонта, становится на много выразительней, если на неё посмотреть сверху, снизу. Есть еще приём работы над фор – эскизом – это формат, подгоняется под изображаемую форму. Формат при этом раздвигаем вправо, влево, вверх, вниз, так как нам хочется развить композицию6 добавить изображаемую форму или окружение. При этом мы получаем один вариант композиции, при этом метод сравнения и отбора исключаются. Данный метод хорошо использовать на пленэрной практике.

Раздел 4

Эскиз

Если продолжать сравнивать этапы работы со зданием, то это будет «каркас» работы. Задачи этого этапа следующие:

1.Найти ритм форм.

2. Светотень (собственная и падающая тень).

3. Найти ритм фактур.

4. Найти ритм линий и пятен.

5. Цветовое решение (колорит, теплохолодность).

6. Решить какова будет степень стилизации формы.

7. Найти решение силуэта окружения.

8. Наметить характерные детали формы.

Эскиз выполняется в небольшом формате, размер не больше спичечного коробка. Увеличиваем выбранный нами фор-эскиз в размер формата эскиза лёгким тоном и затем выполняем задачи третьего этапа: в начале мы рассмотрим изображаемую форму: она может быть простой, состоять из одного изображаемого объекта, а может из нескольких имеющих свою характерную форму. Объёмно пространственную форму на плоскости листа бумаги можно выявить за счёт света и теней (собственных и падающих от изображаемых форм). Если работа будет выполнена в цвете: тогда мы делаем эскиз в цвете на локальных цветах (локальный цвет – цвет изображаемого объекта без нюансов). Если это объект объёмно пространственный (архитектурный, скульптурный) делаем эскиз в пластилине, пластичной массе, в бумаге …. и решаем в макете среду, где будет находиться объект.

При работе над эскизом нужно обратить внимание на следующие вопросы:

· выбирать ракурс изображаемой формы тот, который как можно больше даёт информации о ней,

· подчинение составных элементов композиции главному – доминанте,

· формы, перекрывая друг друга, должны оставлять три опорных точки, относительно которых мы умозрительно можем считать перекрытую форму,

· «обрезая» форму краем формата листа стараться избегать «разрезать» её по палам, если это нужно по замыслу, то применяем тогда такое выразительное средство как нюанс (чуть больше, чуть меньше),

· давать текстурным пятнам поддержку цельными пятнами, если же дробная изображаемая форма находится на дробном фоне, тогда одна из текстур формы или фона должна стремиться к восприятию её как пятна, то есть, элементы – модули, составляющие её, должны очень мелкими и расстояние между ними должно быть минимальным,

· художественный образ создаётся за счёт одного или нескольких художественных выразительных средств, при этом, если выразительных средств, хотя бы два и больше, одно из них должно подчиняться главному, которое мы определили изначально на этапе «идея»,

· если изображаемая форма касается краёв формата изобразительной плоскости, она воспринимается как часть окружения - антуражем, а то, что внутри её - «главным героем»,

· работая над эскизом в цвете, лучше писать от куска, при этом не будет погрешностей в колорите, ошибки могут быть в тоне, но это поправимо за счёт лессировок,

· если нам нужно «посадить» задник – фон, увести с первого плана формы – лессируем их кобальтом синем, если нужно «вытащить» на передний план формы – лессируем их охрой светлой.

Первые два этапа являются не только «фундаментом» и «каркасом» композиции, но и в последующей работе, в картоне и работе в материале будут служить «камертоном» при разработке деталей. Если отставить работу и отойти на расстояние, с которого она будет восприниматься как эскиз: то можно продолжать разработку деталей, а если изображение будет «дробиться», «сыпаться»: значит, нужно будет обобщить форму – отказаться от не характерных для неё деталей.

Эскизная работа ведётся простыми карандашами и правится клячкой и стёркой. Цветной эскиз выполняется темперными красками плоскими и круглыми кистями.

Раздел 5




7390817311512215.html
7390872695351918.html
    PR.RU™