Валютный контроль. Органы валютного контроля, их функции

Согласно ст. 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Среди органов, уполномоченных федеральным правительством для проведения валютного контроля, можно отметить:

• Федеральную налоговую службу, которая обязана контролировать выполнение всех налоговых обязательств импортерами и экспортерами;

• Федеральную таможенную службу, которая обязана следить за соблюдением таможенного законодательства, а также за своевременностью и полнотой уплаты таможенных пошлин и платежей;

• Федеральную службу по финансовому мониторингу (создана в феврале 2003 г.), контролирующую всех участников валютного рынка на предмет соблюдения действующего законодательства и с целью недопущения проведения операций по "отмыванию грязных денег".

Цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. В обязанность коммерческим банкам вменяется осуществление контроля за валютными операциями клиентов и сообщение о замеченных нарушениях в ЦБ.

Различные страны применяют разные системы организации валютного регулирования и валютного контроля, соответствующие принятой валютной политике. Основными направлениями валютного контроля в России являются:

• установление соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

В организации валютного контроля важную роль играет лицензирование банков, имеющих право проводить валютные операции. Лицензии банкам выдает ЦБ при соблюдении определенных нормативов и требований. В случае нарушений правил валютного регулирования и контроля коммерческий банк может лишиться лицензии. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок валютного контроля в России, является Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".

Экспортер для осуществления сделки по продаже товара иностранному контрагенту обязан соблюдать положения Гражданского кодекса РФ и, кроме того, выполнять требования валютного законодательства, что, естественно, усложняет положение экспортера по сравнению с продавцами на внутреннем рынке. В частности, к дополнительным обязанностям, обусловленным валютным законодательством, относится заполнение паспорта экспортной сделки – специального документа, применяемого только в целях валютного контроля. Паспорт экспортной сделки содержит некоторые сведения из контракта и определяет порядок осуществления экспортной сделки между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки является базовым документом в осуществлении валютного контроля. Он содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, оформляется самим экспортером на специальном бланке, полученном в уполномоченном банке. Кроме того, обязательным является зачисление всей выручки от экспортной сделки на рублевый или валютный счет в уполномоченном банке, который выступает агентом валютного контроля и подписывает паспорт сделки. Обслуживающий банк и таможенный орган в процессе реализации своих функций по контролю за экспортными сделками активно осуществляют обмен информацией, в том числе документами, которые передаются по телекоммуникационной сети. Порядок передачи информации определяют таможенные органы.



После подписания паспорта экспортной сделки банк обязан в срок не более 10 дней направить его электронную копию в таможенный орган. Таможенный орган, в свою очередь, на основе показателей грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку и в срок не позднее 30 календарных дней после принятия решения о выпуске товаров пересылает грузовую таможенную декларацию и учетную карточку в банк. Как и при экспортной сделке, по каждому заключенному импортером контракту оформляется паспорт импортной сделки. Он представляется в уполномоченный банк импортера, в котором открыт его расчетный счет. Банк проверяет паспорт сделки и заверяет его подписями и печатью. Все расчеты осуществляются через уполномоченный банк, оформивший паспорт импортной сделки. Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открывает импортные аккредитивы и выдает банковские гарантии оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России, и в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле в пределах своей компетенции выполняют следующие функции валютного контроля:

а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Агентом валютного контроля в России также выступает Федеральная таможенная служба. Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля создавалась в основном в начале 1990-х гг. и сейчас требует модернизации и адаптации к изменившимся условиям. В большинстве стран наблюдается тенденция к либерализации валютного регулирования. В этом направлении предполагается совершенствовать и валютное регулирование в России.

Одна из острейших проблем в деятельности валютной системы России – отток капиталов за рубеж. Попробуем вначале разобраться с основными дефинициями: вывоз, бегство и отмывание капитала.

Вывоз капитала (outflow of capital) – это размещение инвестиций за границей в целях получения прибыли от предпринимательской деятельности. Вывоз осуществляется в форме банковского перевода или в форме поставок средств производства для осуществления коммерческих проектов. Например, все прямые иностранные инвестиции представляют собой вывоз капитала. Вывоз капитала может осуществляться как в законной, так и в незаконной форме. Законный вывоз капитала – вполне естественный экономический процесс, нарастающий по мере возрастания открытости экономики страны и углубления международного разделения труда в мировой экономике в целом. Капитал в силу своей природы устремляется туда, где он даст наибольшую прибыль с учетом возможных рисков. Поэтому основным методом противодействия легальному вывозу капитала должно быть создание в стране более привилегированных конкурентных условий для инвестиций как с точки зрения роста прибылей, гак и с позиций оценки всей совокупности рисков.

Бегство капитала (capital flight) – это покупка иностранных активов или валюты часто в нарушение национального законодательства с целью вывоза ее за границу, чтобы обойти более высокое налогообложение в своей стране. Можно сказать, что вся огромная масса евровалют первоначально возникла в результате бегства капиталов, в основном из США. Как правило, бегство капитала сопряжено также с сокрытием преступно нажитых капиталов и его легализацией ("отмыванием грязных денег") за рубежом. Ежегодно в мире легализуется незаконных доходов и "отмывается грязных денег" около 1,3 трлн долл. США. Из России, по экспертным оценкам, ежегодно "убегает" от 10 до 15 млрд долл. США. Главная причина бегства капитала из России заключается в том, что за границей ожидаемая прибыль на инвестиции с учетом страновых рисков выше. Кроме того, имеются еще три побудительные причины:

1) в условиях нестабильной политической обстановки инвесторы опасаются внезапного увеличения налогов или просто национализации активов;

2) экономическая политика в условиях трансформации экономики сопряжена с возможными экономическими катаклизмами;

3) финансовые и банковские системы развивающихся стран часто испытывают трудности конкурентной борьбы на иностранных рынках, и некоторые резиденты развивающихся стран предпочитают перейти под юрисдикцию более конкурентоспособных финансовых систем.

Основными каналами бегства капитала являются:

• невозврат валютной выручки под предлогом форсмажорных и иных обстоятельств;

• необоснованные авансовые отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, нередко вообще не осуществляемых;

• ценовые манипуляции, оставляющие валюту за границей, прикрытые якобы бартерными сделками;

• перечисление на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных услуг;

• занижение контрактной цепы при экспорте и ее завышение при импорте;

• внесение страхового депозита в иностранный банк якобы для получения кредита;

• вывоз капитала частными лицами, в том числе с помощью кредитных карточек;

• использование "подставных" фирм-однодневок и т.д.

Отмывание капитала (laundering) – это действия по легализации незаконно полученных финансовых средств. По оценкам ООН, международный криминал отмывает ежегодно около 600 млрд долл. Легализация незаконных доходов, как правило, осуществляется по следующим схемам.

1. При проведении операций с наличной валютой: снятие со счета или зачисление на счет физических и юридических лиц денежных средств в случаях, не связанных с характером их деятельности, социальным статусом, условиями жизни и пр.; приобретение физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет; зачисление на счет (вклад) наличных денег в упаковках, опечатанных другим банком.

2. При проведении операций по банковским счетам: зачисление наличных денежных средств на счета в течение одного дня в различных филиалах банка; размещение денежных средств, которые аккумулируются, а затем переводятся в другой банк (филиал) или в зарубежный банк; размещение денежных средств на банковском счете с оформлением документов, удостоверяющих вклад на предъявителя; зачисление денежных средств на счет, операции по которому не производились, с распоряжением об их выплате в наличной форме; открытие депозита в пользу третьих лиц с зачислением на него наличных денег; открытие депозитов, формируемых за счет оплаченных банковских и дорожных чеков; зачисление или списание денежных средств недавно образованным юридическим лицом, операции по счетам которого являлись незначительными; зачисление денежных средств в пользу юридического (физического) лица, имеющего местонахождение (местожительство) или являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в офшорных и свободных экономических зонах или регионах, связанных с производством нарковеществ, с которыми осуществляющее операции лицо не имеет устойчивых коммерческих контактов.

3. В сфере получения и предоставления кредитов (займов) в денежной форме: оформление заявления о выдаче кредита под залог сберегательного (депозитного) сертификата; предоставление или получение кредита или займа, исполнение обязательств по которому обеспечено документом, удостоверяющим наличие у заемщика вклада в иностранном банке; предоставление или получение кредита (займа) с процентной ставкой, превышающей среднюю процентную ставку по денежным инструментам на внутреннем и внешнем рынках.

4. На рынке ценных бумаг: предложение необычно высокой комиссии за посредничество в осуществлении операций с ценными бумагами; единовременное выставление поручений на покупку и продажу пенных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам, а также другие сделки, связанные с манипулированием ценами на рынке ценных бумаг; осуществление операций, при которых один и тот же финансовый инструмент (пакет ценных бумаг) многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной; регулярный дефицит или регулярный приток денежных средств при расчетах по операциям на срочных рынках; проведение операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях.

Объемы и, главное, темпы роста финансовых преступлений приняли столь угрожающий характер, что объединенные в ОЭСР развитые государства в начале 1990-х гг. объявили этому явлению тотальную войну. В 1990 г. ведущие страны приняли Страсбургскую конвенцию Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". В том же году Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), в состав которой сейчас входят 26 стран – членов ОЭСР и ряд авторитетных международных организаций, выпустила 40 базовых Рекомендаций, устанавливающих общие рамки борьбы с отмыванием денег. В 1998 г. была принята Политическая декларация ООН о плане действий против отмывания денег. В этих документах изложены основные принципы борьбы с отмыванием денег через банковскую систему:

• обязательная идентификация личности клиентов, сбор максимально полных персональных данных о них и сведений коммерческого характера;

• отказ от осуществления финансовых сделок в случаях, когда хотя бы по косвенным признакам можно предполагать проведение операций по легализации незаконных средств;

• сотрудничество с правоохранительными органами в той степени, какая допускается законами страны, регламентирующими вопросы конфиденциальности клиента и коммерческой информации о нем.

Россия также не остается в стороне от международной борьбы с отмыванием капитала. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и одновременно Россия вступила в ФАТФ. В 2003 г. в Министерстве финансов РФ было создано специальное подразделение по мониторингу финансовых потоков. Можно говорить о некоторых позитивных результатах в этой сфере деятельности. Например, начиная с осени 2002 г. ФАТФ вычеркнула Россию из "черного" списка стран, подверженных финансовым преступлениям и отмыванию денег.

Особое место в борьбе с незаконным бегством и отмыванием капиталов занимает проблема киберпреступлений. Под киберпреступлениями понимаются незаконные электронные платежи и "переброски" банковских вкладов с использованием престижных банков и офшорных юрисдикций, отмывание денег в сфере машиносчитываемых пластиковых карт и т.д. По мнению западных экспертов, киберпреступления, в том числе в сети Интернет, являются сейчас одним из самых опасных видов транснациональной преступности.

Органы валютного контроля — органы, осуществляющие валютный контроль на территории РФ. Органами валютного контроля являются ЦБ РФ, а также Правительство РФ в соответствии с законами РФ (ст. 11 Закона РФ № 3615-1).

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:

• издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ (п. 1 ст. 12 Закона РФ № 3615-1):

• осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля (п. 2 ст. 12 Закона РФ № 3615-1);

• проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ (п. 2 ст. 12 Закона РФ № 3615-1).

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов (п. 3 ст. 12 Закона РФ № 3615-1).

Должностные лица органов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право (ст. 15 Закона РФ № 3615-1):

a. проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

b. приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;

c. приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на правоосуществления валютных операций;

d. другие права, предусмотренные законодательством РФ.

Органы валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов. Органы валютного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут привлекаться к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ.




7394848697376529.html
7394877690504896.html
    PR.RU™