Школа Саммерхилл — система свободного воспитания

Школа Саммерхилл была основана в 1921 г. в Лейстоне (графство Суф­фолк), примерно в ста милях от Лондона (с 1921 по 1924 г. она находилась в Германии). Создатель этой школы — английский педагог Александр Нейлл (1883-1973). Как писала о Саммерхилле комиссия британского Министерства образования, «эта школа известна во всем мире как место, где педагогический эксперимент осуществляется революционным путем и где опубликованные, широко известные и дискутируемые взгляды ее директора воплощаются в жизнь».

Саммерхилл — интернатная школа, которая располагалась в четырех зда­ниях, окруженных зеленой территорией, предназначенной для игр на све­жем воздухе. Дети жили по возрастным группам вместе с воспитательни­цей (а Иоизе-тоЛег). В главном здании находились столовая, зал, мастер­ская по лепке, маленькая комната для рукоделия и спальня для девочек. У самых маленьких детей был отдельный домик с жилыми помещениями и классной комнатой. Спальня для мальчиков, остальные классы, комна­ты некоторых членов персонала также располагались в домиках. Как маль­чики, так и девочки жили в двух-четырехместных комнатах. Только не­сколько старших детей жили отдельно. Классы были небольшими, но до­статочными для обучения в группах. Жилищные условия в целом были не самыми лучшими, однако в отчете инспекторов министерства подчерки­валось, что дети чувствовали себя хорошо и не болели.

Финансовое положение школы было весьма затруднительным, посколь­ку она оказалась фактически за пределами общегосударственной системы образования и получала от министерства мизерные дотации. В школу при­нимали в основном детей из средних слоев общества. Нейлл старался не брать детей из богатых семей, поскольку он считал, что трудно добраться до сущности ребенка, если она скрыта за большим количеством денег и дорогой одеждой .

Вначале к Нейллу чаще всего попадали дети, у которых были проблемы в семье и школе. Родители отдавали их в Саммерхилл для перевоспитания и ресоциализации, после чего они возвращались в обычную школу. Тем самым Саммерхилл выполнял по отношению к таким детям реабилитаци­онную функцию. Со временем ситуация изменилась, и в школу начали принимать детей, родители которых верили в идею Саммерхилла.

В первые годы здесь было мало девочек, обычно приводили сюда только тех, кому было трудно в тогдашней женской школе. Позднее девочек ста­ло больше, хотя и отсев их из школы по сравнению с мальчиками был бо­лее высоким. Нейлл это объяснял финансовыми трудностями родителей, которые по давней традиции предпочитали вкладывать средства в обучение сыновей. В школу принимали детей от 5 до 15-16 лет (Нейлл отмечал, что он предпочел бы набирать семилетних). Общая численность в разное время колебалась от 45 до 75 человек. Детей делили на три возрастные группы: 5-7 лет, 8-10 лет, 11-15-16 лет.



Персонала в Саммерхилле было достаточно, чтобы не привлекать детей к труду по самообслуживанию. Так, в 1964 г. на 75 детей приходилось 25 человек персонала, из которых двое были учителя.

Нейлл тщательно подбирал учителей, обращая особое внимание на то, что­бы они кроме профессиональной квалификации имели чувство юмора, развитое чувство сообщества, черты характера, позволяющие приспосо­биться к системе Саммерхилла.

Нейлл был убежден, что Саммерхилл — самая счастливая во всем мире школа. Доказательство этого — отсутствие сильно тоскующих по дому, детского плача, редко возникающие драки. Причину этого он видел преж­де всего в том, что свободные дети не питают ненависти к своему окруже­нию, как это часто бывает в авторитарных школах. Ведь ненависть порож­дает ненависть, а любовь — любовь. Для Нейлла любовь к ребенку — это полное принятие его. Нельзя быть на стороне ребенка, если наказываешь его и не доверяешь ему. И в Саммерхилле дети знали, что их принимают такими, какие они есть.

Дети могли свободно выражать свои эмоции в танце, музыке, рисунке, живописи, театре, в движении на свежем воздухе, что, естественно, помо­гало им найти ту форму проявления себя, которая устраивала их больше. Находясь в системе демократичных межличностных отношений, окружен­ные сердечной, но не мелочной опекой, дети быстро избавлялись от страха перед взрослыми, созревали духовно, обретая радость и интерес к жизни.

Как взрослые, так и дети обращались друг к другу по имени (исключение составляла лишь миссис Нейлл, к которой дети обращались по фамилии). Людям со стороны трудно было различить, где здесь кухарки, садоводы и воспитатели. Отношение персонала к детям было искренним и дружеским. Дети не чувствовали страха или отчуждения по отношению к взрослым и шли к ним со всеми своими проблемами. Даже если кто-то был виноват, то не боялся сам признаться в этом.

Другой важный принцип педагогической системы Нейлла — принцип саморегуляции. Нейлл считал, что жизнь ребенка вполне может строиться на саморегуляции. Поэтому нельзя стремиться к формированию умений ребенка или к управлению его выбором. Саморегуляция означает право ребенка на свободную жизнь, отсутствие внешней власти, регулирующей его психику или соматическую сторону его жизни, так как механизм регу­ляции в некоторый степени «вмонтирован» в организм человека. Ребенок имеет право есть тогда, когда он голоден, а не тогда, когда он должен по режиму. Нельзя заставлять ребенка есть какую-то определенную еду в определенном количестве. Если у ребенка будет выбор, то он без чьей-либо помощи выберет столько еды, сколько ему нужно. Нельзя навязы­вать ребенку тот или иной вид одежды; он сам прекрасно приспособится к изменениям погоды: если почувствует холод, оденется потеплее; когда ему станет жарко, снимет свитер.

Нейлл разрешал детям в Саммерхилле идти спать тогда, когда они хотели (кроме тех случаев, когда время отбоя было определено самими детьми общим голосованием). Он считал, что дети руководствуются здравым смыслом и в их собственных интересах хорошо выспаться.

Детский театр Нейлл считал важным средством нравственного воспита­ния. Каждый маленький актер должен уметь поставить себя на место дру­гого человека, а это учит его понимать других, их чувства и переживания, что весьма немаловажно в установлении добрых межличностных отноше­ний. Театр также решал задачу укрепления веры в себя, а те дети, которые отказывались играть, находили себя в какой-либо другой деятельности. Большой популярностью среди жителей Саммерхилла пользовались свое­образные мини-представления, упражнения в театральной технике, кото­рые назывались спонтанной игрой. Например, надо было выполнить зада­ния типа «Возьми в руки букет цветов и найти среди цветов чертополох», «Ты обедаешь в ресторане на железнодорожном вокзале и сидишь, как на иголках, так как боишься, что поезд уйдет без тебя» и др.

Танцу в Саммерхилле посвящался особый день — среда. Дети с удо­вольствием и хорошо танцевали. Нейлл считал, что танец — великолеп­ное средство самовыражения, и человек, который так и не осмелился вый­ти в круг и сделать свои собственные па в танце, никогда не сможет найти себя ни в учении, ни в политике, ни в религии. Поэтому любая программа в Саммерхилле включала танцы, которые неплохо ставила одна из деву­шек. Чаще всего это были танцы не классического характера, а под джазо­вую музыку. Например, Нейлл написал либретто на музыку Гершвина «Американец в Париже», и девушки дали его интерпретацию в танце. По­чти ежедневно дети приходили в квартиру Нейлла слушать пластинки Дюка Эллингтона, Э. Пресли, Равеля и Стравинского.

Творческому самовыражению детей в Саммерхилле в немалой степени содействовали мастерские искусств, где дети рисовали, лепили из глины, вырезали, шили, делали различные поделки. Главным было то, что ничего никому не навязывали, каждый искал, пробовал и делал то, что ему было по душе (Валеева Р. А. Школа Саммерхилл — система свободного воспи­тания // Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. — М.: Педобщество, 1998. - С. 40-61).

Проанализируйте сходство и различия воспитательных систем Сам­мерхилла и колонии им. А. М. Горького под руководством А. С. Мака­ренко.

Самостоятельная работа

Примечание. Самостоятельная работа по данно­му модулю включает задание, обязательное для всех студентов.

№ 1. Пользуясь приведенным в модуле спис­ком литературы, разработайте модель воспита­тельной системы школы, в которой вы хотели бы работать.

Форма отчета: текст в свободной форме.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Чтобы выполнить задание, прочитайте приведенный в модуле список литературы. Заранее постройте схему блоков ВСШ и по ходу чтения делайте выписки - заносите самые интересные идеи, опыт их осущест­вления, положительные и отрицательные моменты жизни ВСШ и т. д.

Обратите внимание на то, что в вашей модели должны быть пред­ставлены все основные блоки, входящие в структуру воспитательной системы школы, а также предполагаемые показатели эффективности вашей воспитательной системы.

Ваши мысли вы можете оформить в виде письма другу, заметки в газете, презентации, рекламного проспекта, выступления перед учи­телями и т. д. - ограничений нет. Будем считать, что у вас есть все необходимые материально-технические ресурсы.

Итак, остается только переложить ваши мысли на бумагу.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя

Владеете ли вы «языком тела»?

Профессия учителя связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов и просто немыслима без основа­тельных знаний принципов и правил ораторского искусства. А в этом искусстве важно все: ваш внешний вид, мимика, жесты и т. д.

Поэтому весьма полезно будет познакомиться со следующими со­ветами.

Внешность.«С лица не воду пить...» С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть кра­сивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но неопрят­ность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чистыми, обувь — начищенной, платье или костюм — тща­тельно отглаженными и аккуратно застегнутыми. Не допускайте экс­центричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, им следует осво­бодиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам реко­мендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызы­вайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

Манеры.Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он «развернется», то заставит забыть о своей внешности.

Группа слушателей — нечто большее, чем простое скопление лю­дей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблаго­приятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная зара­зительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать над кем-либо свое влияние.

Если оратор будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немед­ленно сменится разочарованием и досадой. Подумайте, какие возмож­ности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в за­стывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание.

Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застеги­вайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправ­ляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи.

Выражение лица.Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересован­ны, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серь­езно. Но следите за собой: может случиться, что благодаря умствен­ному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что про­исходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, рас­правляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, ваше лицо во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застыв­шее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоци­ями — печалью, радостью и т. д., наблюдая за тем, чтобы в мимике это все тоже отражалось.

Поза.Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действитель­но, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза ори­гинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвое­на привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы, и для чувства уверенности. Упраж­няйтесь в описанной ниже манере правильно стоять, пока не появит­ся привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и под­вижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слег­ка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и (по крайней мере в наиболее выразительных местах речи) делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея не­сколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; плечи расправ­лены, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчер­кивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить на корот­кий шаг.

Жесты.Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключают­ся в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразитель­ные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невоз­можно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами.

• Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполови­ну. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движе­ния вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

• Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

• Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мель­ницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

• Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбо­ра одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

• Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и ин­тенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию (Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М.: Агентство «Яхтсмен», 1995).

Кстати, специалисты также считают, что...

Форма лица.

• Продолговатое лицо часто встречается у политиков и людей, обла­дающих большой властью. Бывает также признаком аристократи­ческого происхождения.

• Несимметричную форму лица можно встретить прежде всего у ин­теллектуалов с высоким лбом и у людей искусства со слабой во­лей. Этот тип лица характерен для женщин, не обладающих боль­шими амбициями.

• Овальное лицо обычно свидетельствует о явной нехватке амбиций. Однако при высоких щеках и проницательных глазах речь идет о сильной, а в критических ситуациях и опасной личности. Квадратное лицо принадлежит человеку, который умеет бороться, однако думает медленно; упрям и непреклонен. Такая же форма лица у женщин говорит о ее склонности к диктаторству и домини­рующему положению в семье; свидетельствует также часто о том, что она ведет себя, как мужчина.

• Треугольная форма лица типична для беспокойных интеллектуа­лов, погруженных в себя и свои внутренние проблемы; в то же вре­мя под таким лицом может скрываться хитрый и беспощадный че­ловек, изгой общества.

Форма носа.

• Длинный нос говорит о консервативности и задумчивости владель­ца (а иногда и о заносчивости), обладающего большими интеллек­туальными и художественными способностями. Зато человеку с длинным носом не хватает предпринимательской жилки.

• Короткий нос бывает у открытых и оптимистичных людей.

• Человек с костистым носом вдумчив и скрытен, с ним трудно сой­тись поближе. На посту начальника обычно имеет плохие отноше­ния с подчиненными.

• Нос «картошкой» обещает большие успехи в жизни.

• Если конец носа сильно прогнут, это может служить предостере­жением, что у его владельца слабое здоровье и его жизнь будет ко­роткой.

• Орлиный нос — свидетельство непостоянства и фальши. Владелец такого носа постоянно чувствует себя обиженным и жаждет мести.

• Широкий нос принадлежит хитрому человеку, который будет бо­гатым.

• Узкий нос, наоборот, предсказывает жизнь, полную тяжелого труда.

• Нос, расширенный посредине, свидетельствует о жизни, проведен­ной в труде без малейшей награды.

• Если конец носа вздернут вверх, насторожитесь: у его владельца или владелицы низкие инстинкты, они живут сиюминутно, не за­ботясь о завтрашнем дне.

• Если конец носа прорезан вертикальной линией, перед вами сме­лый человек, полный оригинальных идей, который умеет выйти из любой жизненной ситуации.

Формаушей.

• Высокая посадка уха сигнализирует, что его владельца ждет заме­чательная карьера.

• Средняя (между бровью и глазом) посадка уха говорит о том, что его владельца тоже ждет карьера.

• Низкая посадка уха (ниже уровня глаза) предостерегает: у этого человека нет никаких шансов на успех!

• Торчащие уши — признак неприятного характера, Его может ком­пенсировать только крупный подбородок.

• Уши, прилегающие к голове, являются признаком доброго харак­тера. Зато если они вообще не видны, то их хозяин — человек ко­варный и вульгарный.

ответы к разделу «подготовка к

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

№1.3. Остальные ответы неполны или некорректны.

№3.1,3,5,6,7,8,9,10.

№4.2,3,1.

Литература

Конвенция о правах ребенка // Сов. педагогика. — 1991. — № 10.

Воспитательная система школы: Сб. ст. / Л. И. Новикова. — М.: Педобщество, 1991.

Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня // Н. Л. Се­ливанова. — М.: Педобщество, 1998.

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. — М., 1992.

Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1991.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. — М.: Ноосфера, 1999.

Новикова Л. И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педа­гогика. - 1991. -№ И.

Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. - 1994. - № 2.

Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. — М.: Педагогика, 1989.

Теория и практика воспитательных систем: Кн. 1 и 2. — М., 1993.

Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе. Культурологическая педаго­гика. - М., 2000.

Модуль 6

Педагогические проблемы




7405484844002757.html
7405618062359446.html
    PR.RU™